Страхи у детей. Причины детских страхов. Лечение детских страхов

В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т. В других случаях страх социально опосредован, то есть определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревоге, иными словами, быть расплывчатыми, неопределенными. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы.

Последствия пережитого сильного страха в младенчестве

Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.

Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего"я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения.

Страх. низкой. самооценки. Заниженное самомнение способно Если в младенческом возрасте над его недостатками глумились ровесники.

К концу дошкольного возраста формируется множество новообразований. Одно из них — обобщение переживаний, появление внутренней жизни, которая отныне будет являться регулирующим фактором поведения. Именно появление внутренней жизни, по мнению Л. Обуховой, является базовым для понимания причин кризиса семи лет. Обратимся к другим причинам. Мы уже писали в данной главе, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется личное самосознание — понимание того, на какой низкой ступени он стоит в системе отношений в обществе.

Ребенок стремится повысить свой общественный статус через деятельность, имеющую значимость в глазах общества, а конкретно — в глазах взрослых Л. Деятельностью такого рода, наиболее достижимой для ребенка данного возрастного этапа, является учебная деятельность и связанная с ней социальная роль школьника. К тому же не нужно забывать о накопившихся к концу дошкольного возраста новообразованиях, наличие которых требует перехода к новым взаимоотношениям ребенка и взрослых.

Семья же еще не успевает перестроить свое отношение к дошкольнику. Вот причины кризиса семи лет. А теперь поговорим о его основных симптомах: Появление внутренней жизни приводит к тому, что намерение не осуществляется ребенком сразу после своего возникновения как было ранее , а вначале обдумывается, рассматривается под углом последствий этого поведения для позиции ребенка в структуре взаимоотношений со взрослыми. По мнению Эльконина, ребенка до той поры нельзя считать вступившим в новый возрастной этап, пока у него не наблюдается склонность к оценке своих поступков с данной позиции; 2 Манерничанье.

Детские страхи и их коррекция

Основы процесса обучения и воспитания младших школьников Читать далее: Тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте.

Школьник как будто возвращается в младенческий возраст, и пытается напугать окружающих, чтобы избавиться от своего собственного страха.

О чем говорит потухший взгляд подростка и внезапно появившаяся привычка огрызаться по каждому поводу? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становится вялым и капризным? Конечно, все эти симптомы можно списать на внезапную простуду или кризисы переходного возраста, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. Сам по себе испуг не представляет серьезной угрозы для детского здоровья.

Нет ничего страшного в том, что малыш вздрогнул и даже заплакал, услышав неожиданный шум. Если эти впечатления не подкреплены другими негативными эмоциями, уже через пару минут они выветрятся из памяти ребенка. Другое дело, когда страх наслаивается на повышенную нервозность, на общую угнетающую атмосферу в доме или совпадает с неприятными моментами в жизни подрастающего человечка.

Тогда страхи могут укорениться в сознании, повлиять на неокрепшую психику, изменить характер и вызвать тяжелые формы невротических расстройств. Так что же такое страх?

Детские страхи

Курс страхи детей Наверное всем знакомо такое чувство, и такая эмоция - как страх. Но давайте рассмотрим природу страха. Страх основан на природном инстинкте самосохранения. Страх появляется тогда, когда организм пытается защититься всем доступными ему способами. Когда ребенок испытывает страх, у него происходят физиологические и психологические изменения.

Это отражается на его артериальном давлении, выделении желудочного сока.

К сожалению, многие родители страхи и комплексы неосознанно насаждают у своих детей сами. Начинается все еще в младенческом возрасте.

Рекомендации о предотвращении детских страхов Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой.

Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара.

Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Страх и тревожность в дошкольном возрасте»

Ритуальные повторяющиеся действия, встречающиеся у детей: Тревожные расстройства в руководстве -- разделены на девять категорий, которые четко очерчивают разнообразие реакций и способов избегания тревожных ситуаций. Тревожное расстройство в связи с разлукой, не соответствующая возрасту.

В первой части книги дается определение страха, его проявления, . садом и страхи сказочных персонажей в раннем возрасте; страхи кошмарных снов, позволяют выявить темперамент ребенка уже в младенческом возрасте.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство Обсессивно-копмульсивное расстройство Схожую картину мы находим в классификаторе психических расстройств Американской психологической ассоциации -. Начиная с года, помимо классической агорафобии и специфических монофобий в поле зрения психотерапевтов попадает социальная фобия - страх публичного присутствия в ситуациях, в которых ожидается оценка со стороны других людей. Психологи так или иначе имели дело с субклиническими формами страхов при застенчивости, неуверенности в себе, скованности и стеснительности.

В психосоматической медицине давно известны такие формы страха как нозофобия страх диагноза , канцеро- и кардиофобия страх заболеть раком или страх инфаркта. В период эпидемий врачи часто имеют дело с бактериофобией или мизофобией боязнь пыли, грязи или бактерий.

Каждому возрасту - свой страх. страхи младенческого, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. Одной из характерных особенностей дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка.

Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего . младенческом возрасте несмышленыши чувствительны к.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. По характеру — ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические. По уровню — возрастные естественные и патологические. Возрастные страхи — обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Тревога и страхи у детей и подростков

Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу, так как для них необходим определенный уровень психического развития.

Детские страхи и их психология лежит в причинах, провоцирующих негативные эмоции. В младенческом возрасте страхи, прежде всего, взаимосвязаны.

На сегодняшний день существует множество классификаций страхов. Анализируя состояния страха, А. Кемпински выделяет четыре вида страха: Данную классификацию он связывает с ситуациями, вызывающими установку страха. Ситуации, связанные с непосредственной угрозой жизни, вызывают биологический страх. Угроза, исходящая извне, ясно осознается субъектом, вызывая страх, и он тем сильнее, чем беспомощней чувствует себя человек в ситуации опасности.

Так, состояние кислородного голодания при сердечной недостаточности, бронхиальной астме, большой потери крови вызывает острое чувство страха. Автор утверждает, что недостаток в организме других элементов метаболического обмена не вызывает столь сильного чувства страха, как недостаток кислорода Социальный страх страх отвержения близкими, страх наказания, страх учителя, который часто бывает у младших школьников развивается в случае нарушения взаимодействия с ближайшим социумом.

Известный своими работами в этой области ученый, психотерапевт А. Захаров предлагает разные подходы к классификации страхов. Он считает, что условно все страхи можно разделить на природные и социальные. К социальным страхам автор относит страх одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. Кроме того, как считает А.

Захаров, страхи в самом общем виде условно делятся на ситуационные и личностно обусловленные.

Михаил Лабковский 2017 - О том как избавиться от страхов.