«Поучение Владимира Мономаха»

Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его — был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел. Казалось, исполнилось заветное желание Ярослава Мудрого , чтобы великий князь заменял для младших удельных князей любящего и вместе с тем строгого отца. Был Владимир правосуден — не давал слабых в обиду сильным, сам на своем княжеском дворе творил суд. Русскую Правду Мономах дополнил — постановил, чтобы заимодавцы не брали больших резов, то есть лихвы процентов , с должников. Любил и чтил он духовенство; глубоко проникнут был евангельским учением.

Краткий пересказ Поучение Владимира Мономаха.

Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.

Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах ( ) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро.

Не гордитесь, ибо все мы смертны: В доме своем не полагайтесь на слуг, отроков и туинов, чтобы не посмеялись приходящие к вам над вашим домом и над вашим обедом. Сами назначайте стражу и ночью, не разместив стражи, не ложитесь. Ложась, оружие с себя не снимайте. Куда поедете, не давайте вашим слугам притеснять жителей тех мест, по которым будете проезжать.

Напротив, где сделаете остановку, напоите и накормите просящих. Чтите приходящих к вам гостей и послов. Если не можете оказать им почесть дарами, угостите их едою и питьем. Гости по всем землям разносят молву о человеке и создают ему славу или добрую, или худую. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.

Своим детям и нам. Читая Завещание Мономаха, мы лишний раз вспоминаем о тех ценностях, которые являются основой цивилизационного кода каждого русского человека: С тех пор прошло лет, но оно не потеряло ни своей учительной силы, ни актуальности. А вы, дети мои, или другой кто, прочитав сию грамоту, не осудите писания моего, не посмейтесь ему, а примите его к сердцу и не поленитесь исполнить, что тут написано. Первое дело — ради Бога и ради спасения души своей имейте страх Божий в сердце своем, и творите милостыню щедрой рукой: Отыми от убогого сердца моего гордость и глупость, да не превозношусь суетой мира сего.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра.

Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.

Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались.

Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: Рассказ Мономаха о своей жизниКнязь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей.

Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник.

Доклад: Владимир Всеволодович Мономах

Вище всього, на думку В. Знову вертаючись до рад, В.

Владимир Мономах, тринадцать лет прокняжив, И свято почитал Христианский Божий Храм."Страх Божий и любовь к созданьям поднебесным.

Владимир Мономах Завещание детям Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Бог и чудесны дела Его! Не пост, не уединение спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот, судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного, жизнь и душа христианина священна. Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. Принимайте с любовью благословение духовных, не удаляйтесь от них, Творите им добро, да молятся о вас.

Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте:

Поучение Владимира Мономаха

Господом стопи людини направляються. Послухайте мене, якщо не все приймете, то половину. Якщо почнете забувати це, то часто перечитуйте:

Цитата номер из книги «Поучение» - «А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.».

Святой Владимир Мономах Годы жизни святого князя совпали со временем распространения христианства на землях Киевской Руси. История Церкви знает его как младшего современника преподобных Антония и Феодосия — основателей русского монашества. В году — время закладки Великой Успенской церкви — центрального храма Киево-Печерского монастыря — ему исполнилось 20 лет. Киево-Печерский Патерик, описывающий основание пещерной обители и жития первых ее насельников, доносит о Мономахе следующее: Речь идет о том золотом поясе, который был чудесным образом послан повелением самой Богородицы на Русь, как мера длины для строительства её храма — Великой Успенской Церкви.

По свидетельству Патерика, были открыты и пропорции будущего собора: Эта мера стала одной из первых строительных эталонов на Руси. Сегодня его длина составляет см. Успенский собор Киево-Печерской Лавры Автор Патерика, повествуя о чудесном знамении, также передаёт историю об исцелении юного князя от пояса Богородицы. В то время святой Владимир княжил в Ростове. Позже, когда Мономах княжил в Смоленске, он также построил церковь по образцу храма Успения Киево-Печерского монастыря.

Во время княжения святого в Чернигове после года , он был знаком с другим святым — преподобным Агапитом, врачем безмездным Печерским, который исцелил благоверного князя от тяжёлой болезни.

/ __

Владимир Всеволодович Мономах в крещении Василий — — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с г. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина Мономаха унаследовал свое почетное родовое прозвище"Мономах" греч. Еще при жизни отца Владимир Всеволодович начал княжить в Смоленске, по поручению своего родителя участвовал в походах против врагов Руси.

Володимир Мономах. Поучення. Літопис руський за Іпатським списком. Переклад Найперше, задля бога і душі своєї, страх майте божий у серці своїм і.

Владимир Всеволодович Мономах Перевезенцев С. Владимир Всеволодович Мономах в крещении Василий — — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с г. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина Мономаха унаследовал свое почетное родовое прозвище"Мономах" греч. Еще при жизни отца Владимир Всеволодович начал княжить в Смоленске, по поручению своего родителя участвовал в походах против врагов Руси.

Но он отказался и, соблюдая принцип старшинства, уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу. В г на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха.

Володимир Мономах

Прозвание"Мономах" он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца.

Уже в начале «Поучения» Владимир Мономах пишет: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню.

Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Основу нравственности"начало добра" Мономах видит в"страхе Божьем". Далее цитирует Псалтырь и Василия Великого, кои призывают к терпению и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости"малых дел". Он призывает молиться молитвой"Господи помилуй", помогать нищим, не губить христианских душ, быть верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать.

Далее поучение прерывается воспоминанием о походах Мономаха против вятичей, поляков и половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами.

Завещание потомкам Великого князя Владимира Мономаха

Олег Слепынин От редакции"РН": В нынешнем году мы отмечаем и летний юбилей со времени рождения"благороднейшего архонта, российского Мономаха", как указано на его печати, найденной в Новгороде. Владимир Мономах совершил 83 военных похода; заключил 19 мирных договоров с половцами даже устроил брак своего сына Князя Юрия с дочерью Хана Аэпы , взял в плен более половецких князей и причем всех отпустил на волю.

Проведя всю жизнь в походах, он тем не менее, пытался использовать все мирные меры, всемерно уменьшать жестокости, кровавые расправы и жертвы народа. Владимир Всеволодович выступал за политическое, религиозное и военное единство Русской земли при сохранении права каждого князя на самостоятельное управление своей"отчиной". Он сурово карал удельный сепаратизм:

кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (– ) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро.

Владимир Всеволодович Мономах Перевезенцев С. Владимир Всеволодович Мономах в крещении Василий — — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с г. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина Мономаха унаследовал свое почетное родовое прозвище"Мономах" греч. Еще при жизни отца Владимир Всеволодович начал княжить в Смоленске, по поручению своего родителя участвовал в походах против врагов Руси.

Но он отказался и, соблюдая принцип старшинства, уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу. В г на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха.

Чтобы успокоить киевлян, Владимир Всеволодович, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый"устав". Этот устав вводил более справедливые правила взимания долгов, упорядочил правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определил повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы облегчили положение должников и закупов, стали составной частью"Русской Правды", успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных.

Еще при жизни Владимир Мономах прославился своим полководческим талантом, совершив более восьмидесяти"великих" воинских походов,"малые" же походы исчислялись, видимо, сотнями. В историю Древней Руси Владимир Мономах вошел и как политический деятель, поставивший во главу угла идею единства Руси, которой он неизменно следовал в своих практических деяниях — он смог пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников, объединить Русь под своим руководством.

ВОЛОДИМИР МОНОМАХ

Будьте справедливими суддями, присяги не ламайте. А се вам основа всього:

Владимир Мономах на миниатюрах лицевого летописного свода .. Главное в комплексе богоугодных дел - Божий страх и неослабевающая милостыня.

Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал.

Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.