ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПСИХОАНАЛИЗА МЭЯ

Подобное обращение психотерапевтовк первоосновам человеческого Бытия [] , предельным категориям его существования, былоотнюдь не случайным. Его обусловливал ряд как внешних по отношению к психотерапевтическому сообществу, так и внутренних причин. Их проявление было ограничено жесткими социальными ритуалами: Религия все больше отделялась от повседневности, в основном реализуясь в специальных, отведенных ей светской жизнью, случаях. Этика расходилась с бизнесом, шагающим в ногу со всеобщей индустриализацией. Ницше о том, что успех индустриальной системы с ее накоплением капитала причем деньги полностью отделены от реального продукта человеческих рук оказывает деперсонализирующий и дегуманизирующий эффект на человека и его отношения с другими, превращая людей из субъектов в объекты технологического воздействия. В науке в это время, по меткому выражению Э. Особенно это касалось наук о человеке. Революции и мировые войны, выход в космос, проникновение в макро—и микромиры, коммунизм и фашизм, небывалый научно—технический прогресс — все это неизбежно привело к поиску причин подобных перемен и, как следствие, переосмыслению самих основ человеческой жизни.

Экзистенциальное направление в психологии

Попытки понять тревогу Глава седьмая Тревога и страх До недавних пор в психологических работах сравнительно мало внимания уделялось отличию тревоги от страха, иногда же оба эти понятия смешивали на том основании, что они опираются на один и тот же нейрофизиологический механизм. Из-за этого страдало понимание обоих этих феноменов. Реакции страха могут резко отличаться от реакций тревоги, поскольку страх и тревога затрагивают различные психологические уровни личности. Эти отличия легко увидеть при изучении психосоматических феноменов, в частности, изучая деятельность желудочно-кишечного тракта при реакции страха или тревоги.

Когда Том, мужчина с желудочным свищом см.

Ролло Мэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур отец приписал это тому, что она слишком много, на его взгляд, . Заинтересовавшись во время своей болезни феноменами страха и тревоги, Мэй начал . Exam OnLine, Вебконференция, - Общие вопросы, - Проблемы и.

Ялома, является динамическим терапевтическим подходом, фокусирующимся на базисных проблемах существования индивидуума. Как любой другой динамический подход фрейдистский, неофрейдистский экзистенциальная терапия основывается на динамической модели функционирования психики, согласно которой на различных уровнях психики сознания и бессознательном в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, мысли и эмоции, а поведение и адаптивное, и психопатологические представляет собой результат их взаимодействия.

Такими силами в экзистенциальном подходе считаются конфронтации индивидуума с конечными данностями существования: Предполагается, что осознание человеком этих конечных данностей порождает в нем страдание, страхи и вызывает тревогу, которая, в свою очередь, запускает психологические защиты. Соответственно, принято говорить о четырех экзистенциальных конфликтах: Каждый экзистенциальный конфликт вызывает тревогу.

Причем, тревога может либо оставаться нормальной, либо перерастать в невротическую. Проиллюстрируем данное положение на примере тревоги, возникающей из-за человеческой экзистенциальной уязвимости по отношению к смерти. Особенно яркими являются случаи, когда, узнав о смертельной болезни, человек начинает более осмысленно, продуктивно и творчески проживать свою жизнь.

Базовая тревога Наше исследование значений смерти для человека и установок по отношению к ней привело к заключению, что смерть, преимущественно, означает трагическую ситуацию, и что установками, соответственно, являются страх и мазохизм. Самые ранние реакции на угрозу уничтожения являются ядром комплекса трагической смерти. Угроза восходит к определенным биологическим факторам, а также к событиям, имеющим отношение к окружающей среде.

Опыт младенчества и детства создает структуру комплекса, который, сформировавшись, состоит из ядра и также, аффектов и защитных механизмов, которые с ним ассоциируются.

В главе 3 я расскажу, что взгляд в лицо смерти необязательно вызывает отчаяние . История Дженнифер. Страх смерти — это не маскировка иных проблем . Мэй язвительно заметил, что беспричинный страх силится отыскать.

Ролло Мэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в году он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

За годы работы в качестве психотерапевта Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, нежели на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас. В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится.

Проницательные догадки о природе человеческого существования, получающие убедительное подтверждение в ходе дальнейшего анализа, способствовали популярности Мэя не только среди профессиональных психологов, но и среди широкой публики. И дело не только в этом. Работы Мэя отличаются простотой и глубиной основных положений, культивирующих здоровый прагматизм и рациональность в поведении конкретного индивида. Задумываясь о коренных отличиях между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам.

Многим людям, полагал он, недостает храбрости встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что они жертвуют большей частью своей свободы и пытаются уйти от ответственности, заявляя об изначальной несвободе своих действий.

Глава 29. Ролло Мэй: экзистенциальная психология.

Читая Ролло Мэя после семинаров А. Алексейчика Киев—Москва, гг. Это был год, начало моей работы над докторской диссертацией по экзистенциальной психологии.

через проблему биологическо социальной детерминации страха смерти, Т. Пыжински и Ш. Соломон; С. Гроф, Р. Кастенбаум, Э. Кюблер Росс, С. Левин, Р. Мэй, взгляд, более полное представление о различных ас.

Основные понятия экзистенциального психоанализа Мэя Ролло Мэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в году он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. Мэй придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

За годы работы в качестве психотерапевта Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, нежели на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас. В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится. Непосредственно в ходе написания книги Мэй лично испытывал постоянную тревогу по поводу своей дальнейшей судьбы.

Будучи не уверен в своем выздоровлении, он к тому же постоянно тяготился своей нетрудоспособностью, а также сознанием того, что его жена и маленький сын остались без средств к существованию. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться от тревоги или страха небытия.

Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться

, , . .

На мой взгляд, это результат той шоковой терапии, которая была ситуацией, и имеющиеся конфликты говорят о том, что проблемы есть, и их надо.

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом Страх смерти Думая о смерти, мы становимся благодарными, способными ценить бесчисленные данности своего существования. Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания.

В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения - фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти.

Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть - первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии.

СТРАХ СМЕРТИ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Ю. В. Саенко (Таганрог)

Саенко Таганрог Одной из экзистенциальных проблем, которые затрагивал С. Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент.

Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами:

В статье анализируются феномены агрессии и страха, а также связь между ними. Стремление приумножить ресурсы детерминируется страхом столкнуться с проблемой дефицита ресурсов. социологии и психологии, которые на первый взгляд кажутся интуитивно понятными, . Мэй Р. Смысл тревоги.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни.

В комментариях к книге С. А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая.

Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека. Существенное значение для последующей психологической разработки этой проблемы имело подчеркивание Кьеркегором субъективности страха.

Он дает очень поэтичное описание переживания страха:

Глава . Психотеология - Ролло Мэй

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору.

Однако собственно проблема страха в сочинениях вышеперечисленных .. плоскости патристики представлен духовный взгляд на проблему страха его .. такие как К.Е. Изард, В. Вундт, Р. Мэй, А. Кемпински, Н.Н. Мышанова, JI.

Мне страшно, что я при взгляде на две одинаковые вещи не вижу, что они усердно стараются быть похожими Введенский замечает и видит. Что же он видит? Он видит вещи в их динамическом бытии, в их абсолютной персональности и одновременно абсолютной похожести. Он видит вещи в процессе их становления самими собой. Это значит, что вещи по своему временят. Они временят, потому что они конечны. Но они пытаются преодолеть свою конечность, отражаясь и как бы продолжаясь друг в друге.

Они, таким образом, находятся в процессе перехода к самим себе. Ему страшно, потому что он так не может, он не может быть всеми этими вещами или хотя бы одной из них, и его ситуация, то есть ситуация человека как таковая — гораздо драматичнее: Мне трудно, что я с минутами, меня они страшно запутали.

Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост

Смотреть полностью Как и Фромм, Перлз выступает за построение здорового общества, считая, что задача, крайне упростилась бы, если бы у нас существовали достойные социальные учреждения, которые приносили бы удовлетворение и способствовали личностному росту. Тогда могла бы быть выделена условная норма — то, что значит быть полноценным человеком в данной специфической культуре.

Таким образом, в настоящей главе я попытался показать, что нормальность и успешное приспособление к обществу не могут считаться показателями душевного здоровья. Более того, я отметил, что общество может быть больным, а, по мнению некоторых указанных авторов, таким и является. Разумеется, мой анализ носил скорее абстрактный характер, поскольку я, по возможности, стремился избегать упоминания тех или иных пространственно-временных рамок.

БЕСПРИЧИННЫЙ СТРАХ — ОДНА ИЗ ФОРМ страха СМЕРТИ Много Мэй язвительно заметил, что беспричинный страх силится отыскать себе причину. В ПРЕОДОЛЕНИИ страха СМЕРТИ Когда я обращаю свой взгляд на История Дженнифер. Страх смерти — это не маскировка иных проблем.

Затем появились работы Е. Штрауса и ряда других психиатров, в которых была предложена целая программа пересмотра традиционных методов клинической психиатрии. Но решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа имели труды Людвига Бинсвангера — , видного швейцарского психиатра и философа. В результате более чем полувековой деятельности им была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Его работы получили широкую известность, а этапы эволюции его воззрений, длившейся несколько десятилетий, соответствуют важным переменам, происходившим не только в философии, психологии и психиатрии, но и в духовной жизни, интеллектуальной атмосфере стран Запада. Бинсвангер родился в семье врачей. Вслед за своим дедом и отцом он становится в году главой известного санатория Бельвго в Кройцлингене, заведование которым он в году передал сыну.

Он получил прекрасное медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе, работал ассистентом у знаменитого Э. Блейлера, учился у К. Юнга, через которого в году познакомился с Фрейдом. С последним у него установились самые дружественные отношения, которым не мешали доктринальные разногласия. Бинсвангер был выдающимся психиатром, являлся действительным или почетным членом десятка медицинских академий, в году ему была вручена высшая для психиатра награда — медаль Крепелина.

Его успешная профессиональная деятельность и специально-психиатрические труды, безусловно, заслуживают внимания историков медицины, психиатров, психотерапевтов. Но Бинсвангер выступал одновременно и как философ, и именно философские его воззрения служат для нас здесь предметом рассмотрения.

Форум на ОКУЛУС

Всего детей в семье было семеро — самой старшей была сестра. Вскоре после рождения мальчика семья переехала в Марин-Сити, штат Мичиган , где он и провел свои детские годы. Юному Мэю пришлось пережить трудное детство, так как родители были малообразованными и не сильно заботились о воспитании детей, кроме того ему вскоре пришлось столкнуться с разводом родителей и умственной болезнью сестры. Отец мальчика был членом Ассоциации молодых христиан, много времени проводил в разъездах и в силу этого серьезного влияния на детей не оказывал.

Этот вопрос заставляет нас задуматься о взаимосвязи страха и тревоги и о Проблема"приобретения" страхов и тревоги после рождения сводится к двум . Но, на мой взгляд, это не объясняет того, почему воображаемые вещи.

Создавая собственные теории, он обобщал опыт многих ученых, учитывал недостатки и достоинства их теорий. Подобные поиски он проводил и со своими пациентами, пытаясь помочь им вернуть утраченное чувство свободы. К психологии Мэй пришел не сразу, а уже будучи взрослым человеком со вполне устоявшимися личностными характеристиками. В то же время психология стала для него самого возможностью найти свои идеалы в жизни. Ролло Мэй отличался высокой трудоспособностью и великолепным литературным слогом.

Он написал много статей и книг, которые содержат как теоретические выкладки, так и методы клинической терапии. Ролло Риз Мэй родился 21 апреля года. Отец много путешествовал, а мать мало заботилась о детях.

5 правил: как свести мужчину с ума с помощью рук