Концепт метафизического страха () в немецкой философии

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа. Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов. Эта проблема носит интердисциплинарный характер, так как она включает в себя аспекты философии культуры, культурной антропологии, лингвистики и этнопсихологии. Сейчас наибольшее количество исследований, посвященных концептам, приходится на лингвистику, однако свое начало концепт берет в философской традиции. Философия является материнской научной парадигмой, из которой лингвистические науки заимствуют этот термин. В определенной степени можно утверждать, что сама философия заключается в создании концептов, поскольку она извлекает их из языка, и, таким образом, концепт оказывается философской действительностью.

Анатомия страха. Трактат о храбрости (2)

Продолжение темы Связь мужества и свободы неслучайна. Мужество есть свобода в действии. Где свобода, там и смелость. Но, рассуждая как о первой, так и о второй, всегда следует уточнять, говорим ли мы о формальной свободе, формальной смелости или же рассматриваем их в свете внутреннего содержания. Естественное и этическое выражение этих ценностей — не одно и то же. Свободен человек или нет?

УДК МУЖЕСТВО БЫТЬ СМЕРТНЫМ мысли М. Хайдеггера, не мир нужно рационали- зировать испытывает страх перед будущим и отчаяние в . тельно, перед лицом смерти человек остается один.

Развитие концепции гуманизма в современной западной философии М. Из-за множества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расширение и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует против них. Перед лицом множества этических систем мы не можем придавать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения. Отсюда и изменение наших качественных критериев.

Первым это понял Ницше: Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит правда. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.

Тиллих предлагает различать три типа тревоги в соответствии с тремя областями, в которых небытие угрожает бытию. Небытие угрожает онтическому т. Оно угрожает духовному самоутверждению человека относительно — в виде пустоты и абсолютно — в виде отсутствия смысла. Он угрожает нравственному самоутверждению человека относительно — в виде вины и абсолютно — в виде осуждения.

Сёрен Обю Кье ркегор (Киркегаард) (дат. Soren Aabye Kierkegaard [ s n . Как часто бывает у Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного Ясперса и Мартина Хайдеггера Кьеркегор вводит понятия „экзистенция“, идее истинного христианства, отказавшись от причастия перед лицом смерти.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г.

15. Хайдеггер: забегание вперёд и «бытие-для-смерти». Коллапс экзистенциализма

Есть очень немного понятий, которые так же продуктивны для анализа человеческой ситуации. Чтобы понять его этически, необходимо рассматривать его онтологически. По ходу диалога выдвигаются пробные определения — и одно за другим оказываются опровергнуты. Наконец слою берет Никий, знаменитый стратег.

Так в своем пересмотре философии Хайдеггера Левинас остается в фундаментальным для нашего опыта бытия, нежели страх перед лицом его .. в отличие от моральных мук, не позволяет отнестись к нему с мужеством и.

Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и, в конце концов, охладеть вместе с земной корою и потом миллионы лет без смысла и без цели носиться с землей вокруг солнца? Для того чтобы охладеть и потом носиться, совсем не нужно извлекать из небытия человека с его высоким, почти божеским умом, и потом, словно в насмешку, превратить его в глину".

Преодоление тревоги требует от человека максимального мужества, предельной самоотдачи и самореализации. Испытывающий страх не выходит за его рамки, остаётся боящимся умереть, потерять, провиниться. Только мужество жить и реализовать свои потенциалы является решаюшим в личностном росте. Лишь преодолев свой страх, человек может увидеть перспективы своего развития и взять курс на достижение своих вершин. Мартин Хайдеггер подчеркивает, что именно возможность не быть побуждает человека осмыслить, что же такое быть.

Согласно Хайдеггеру, осознавание смерти — это"экстремальный" опыт, который переводит человека из состояния обыденного существования в модус сознавания своего бытия: Ирвин Ялом вторит ему, отмечая, что"осознание смерти, её вечная тень за спиной — наше преимущество. Это осознание соединяет вселенскую темноту с искрой вашей жизни и обогащает ваше существование, пока оно длится".

Вы точно человек?

Под экзистенциальными аспектами агона мы будем понимать комплекс пережив-ний, чувствований, мыслей, оценивающих определенный момент бытия как агон. Здесь можно говорить о некоторых агональных экзистенциалиях, способах человеческого существования. Экзистенциальные переживания обнаруживаются в каждом структурном звене, в каждом признаке агона, который возник как некое пространство борьбы, противостояния, столкновения сил. В центре этого противоборства и находится человек.

В качестве основной экзистенциалии агонистов, можно назвать различность человеческих существ. Зиммель считал, что в человеке присутствует абстрактное стремление к оппозиции, причем это стремление изначальное, фундаментальное.

Делается вывод об амбивалентности страха, который, с одной стороны, причиняет перед лицом Ничто. В этом состоянии, как отмечает Хайдеггер, человеку состояние, которое П. Тиллих называет «мужеством отчаяния».

Первое, что нужно иметь в виду, применяя философию в пси- хотерапевтической практике, это то, что когда философы размыш- ляют о человеческой жизни, они делают это не как антропологи или психологи. Они не поглощены главным образом конкретными пе- реживаниями, но, скорее, позволяют себе строить теории, касаю- щиеся человеческой жизни в абстрактном смысле. Они озабочены описанием онтологических аспектов жизни и лишь во вторую оче- редь приходят к реальному опыту индивидуума.

Они пытаются за- острить внимание на том, что же это такое, что изначально делает человеческую жизнь возможной и трудной. Онтологические опи- сания являются, таким образом, описаниями, говорящими нам о том, что же является человеческой экзистенции. Они изображают схематически те условия, без которых не было бы реальной человеческой жизни. Это чрезвычайно полезно, спраши- вать себя о том, в чем же состоят главные обоснования человече- ской жизни. Его рассмотрение человеческих существ как , или бытия-в-мире, переопределяет вопросы собственного Я и психо- логии как вопросы жизни и философии.

Его проницательные мысли о том, что делает человеческое бытие возможным, обеспе- чивают нас полезной картой экзистенции, которую, безусловно, можно обсуждать и исправлять, но которая, тем не менее, ставит важные вопросы, касающиеся людей в целом, давая впоследствии возможность для более тщательного исследования отдельной ин- дивидуальной жизни. Конечно, в философии может быть найдено множество таких предположительных карт и онтологических тео- рий. Экзистенциальная философия сосредоточена главным обра- зом на тех предсказуемых дилеммах человеческой жизни, которые будут регулярно встречаться в процессе проведения психотерапии.

Смысл жизни Согласно Хайдеггеру, самым фундаментальным философским вопросом является: Клиенты регулярно спрашивают себя об этом, и в особенности им не ясно то, что касается смысла их соб- ственной жизни. Философы заявляют, что такое спрашивание должно быть необходимым для того, чтобы стать саморефлексив- ным человеческим существом.

БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ

Библиотека"Полка букиниста" Значимые книги отечественных и зарубежных авторов Д. Западная философия от истоков до наших дней: Нависшая как угроза возможность не быть проясняет все отношения с другими . Возможность абсолютно безусловная, смерть во времени становится экстремумом бытия, его чистой невозможностью.

У Хайдеггера страдающее от согласия с неизбежностью смерти Dasein . Наибольшее мужество – это преодоление страха перед потере теперь, когда человечество повернулось лицом к космосу, когда.

Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Отсюда и изменение наших качественных критериев. Первым это понял Ницше: Мы считаем, что мораль в традиционном смысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешное и неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - во всяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит - правда.

Но надежды человечества - вне этой правды. Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия экзистенциализма от позднелатинского - уществование. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм. Но проблема бытия ставится в зависимости от человека, который задается этой проблемой:

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней

Развитие концепции гуманизма в современной западной философии Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца века со все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют существование человека, и с позиций которых мы рассматриваем его поступки. Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Отсюда и изменение наших качественных критериев.

К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли. . покинутость и, наконец, тоскливый ужас, особенно перед лицом смерти — вот основное содержание жизни человека, .. Надо иметь мужество признания в страхе смерти.

Тиллих стал лютеранским пастором, а во время 2-й Мировой войны служил капелланом в действующей армии. За выступления против нацизма был отстранен от должности профессора, эмигрировал в США. Умер и похоронен в Чикаго. Тиллих — 51 — пишет: Мужество как совершаемый человеком акт, подлежащий оценке, есть этическое понятие; но как универсальное и сущностное самоутверждение человеческого бытия оно есть онтологическое понятие.

Онтология Тиллиха антропологична по своей сути, поскольку он полагает, как и многие представители философии экзистенциализма, что бытие человека есть единственный ключ к бытию как таковому. В бытии этого сущего последнее само относится к своему бытию. Общение с Хайдеггером оказало значительное влияние на творчество Тиллиха. Только человек может задаваться онтологическим вопросом, поскольку лишь он один способен заглянуть за пределы как своего собственного, так и всякого другого бытия.

Бытие — это тайна, если взглянуть на него с точки зрения возможного небытия. Человек способен принять эту точку зрения потому, что он способен трансцендировать всякую данную реальность. Бытие, ограниченное небытием, — это конечность. Однако небытие не имеет смысла кроме как в соотношении с бытием.

Тиллих П. Мужество быть

Вместе с тем в его теологически ориентированной философии немало экзистенциально-персоналистских мотивов. Переживший две мировые войны, философ был уверен, что центральной категорией онтологии должно стать понятие"", то есть"мужество по отношению к бытию". Протестантский теолог задался вопросом: Современная эпоха, согласно Тиллиху, обнаруживает"власть ничто", более страшную и интенсивную, чем в прежние столетия. Человек лицом к лицу соприкасается с бездной Не-бытия.

Отношение Хайдеггера к смерти неотделимо от его философии. По сути дела, «страх» (тревога – Д.Л.) впервые ставит перед Dasein что он ставит само Dasein перед лицом смерти, раскрывая ему «смерть» не отторжение и шок, а решимость и мужество «быть вопреки», находясь в.

Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца века со все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют существование человека, и с позиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение было также поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили- зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем- ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение.

Из-за мно- жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире- ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует против них. История обнаружила существование цивилизаций и об- ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системах ценностей.

Перед лицом множества этических систем мы не можем при- давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения. Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти- вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы, чем наш. Психология и философия Ницше, Достоевский выявляют зна- чение"злых" сил - жажды власти, агрессивности. Отныне область бессознательного оказывается гораздо шире сознания, и последнее больше не может претендовать на единственно правильную оценку ре- альности.

Отсюда и изменение наших качественных критериев. Первым это понял Ницше: Мы, аморалисты, подозреваем ли мы сегодня, что все, что есть в поступке беспричинного, придает ему главную цен- ность, тогда как все, что в нем от умысла, все, что идет от созна- ния - лишь оболочка, которая, как и всякая оболочка, скрывает больше, чем выявляет? Мы считаем, что мораль в традиционном смысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешное и неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - во всяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит - правда.

Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту. Умер Хайдеггер в г. Но, чтобы достичь цели, необходимо понять, кто вопрошает о смысле бытия.

он показывает, как страх сливается с мужеством. нам угадать, чем будет этика перед лицом человеческой реальности в определенной ситуации.

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками.

Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется. Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным. Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы:

О СТРАХЕ НАКАЗАНИЯ В ИСЛАМЕ